Фолкрадио: зелёная сова

Передача «Дом Народного Творчества» (folkradio.ru) — 8. Хит-парад Дома Народного Творчества.
продолжительность = 0.42 мин.

Передача «Дом Народного Творчества» (folkradio.ru) — 9. О группе «Трилистник» с Михаилом Фанштейном
продолжительность = 0.42 мин.

Передача «Дом Народного Творчества» (folkradio.ru) — 4. Тамбурин (ч.1)
продолжительность = 0.42 мин.

Ойкумена 14 — Современный Русский Фолк
продолжительность = 0.42 мин.

«Ойкумена» — 07.09.2011 — Выпуск 2.1(17) — Jанна Bичевская — «русская певица, работающая в стиле кантри- фолк»
продолжительность = 0.42 мин.

Ойкумена 34 — Sea Shanties ч.1 Песни моряков
продолжительность = 0.42 мин.

Программа Рельсы Рока Авторская программа Дмитрия «Ди» Курцмана — #3 Ирландия, фолк-возрождение
продолжительность = 0.42 мин.

Программа Рельсы Рока Авторская программа Дмитрия «Ди» Курцмана — #2 Женский голос в фолк-музыке
продолжительность = 0.42 мин.

О Сердолике на Folkradio — Кельтская новь от 30.11.13
продолжительность = 0.42 мин.


ФОЛКРАДИО: ЗЕЛЁНАЯ СОВА ПОПРОСИЛАСЬ В ОТПУСК
(via: )

Интернет-станция ФолкРадио в самом конце лета приостановила своё вещание. Проект появился более десяти лет назад, постепенно совершенствовался и был популярен не только среди любителей фолк-музыки, народного творчества и народных танцев, а также и среди людей, увлекающихся историей искусства различных этносов и просто среди меломанов. В эфире постоянно звучало огромное количество необычных и мало известных широкой публике фолк-музыкантов. В архивах собрана масса интересной информации: это и записи сегодняшних исполнителей, и передачи об истории музыки, и много полезных фактов и деталей об этнокультуре. Всё это не может не привлекать внимание и не вызывать любопытство. Увы, но даже такие интересные проекты, как ФолкРадио, не могут жить вечно в некоммерческой сфере. Творческий коллектив завершил одну из глав истории радиостанции и взял некоторую передышку, чтобы в будущем, возможно, приступить к написанию следующих страниц.
А с чего же начиналась фолк-повесть? Как родилась Интернет-радиостанция и кто стоял у её истоков? Радиопортал познакомился поближе с самой станцией, её историей и создателем и узнал, в какую сторону летит сегодня Зелёная Сова, и какой путь она выбрала на ближайшее время.

АРХИВ ФОЛК-РАДИО

Основатель и главный редактор ФолкРадио Андрей Злобин. Его детские, а потом юношеские увлечения электроникой и радиовещанием на протяжении многих лет принимали разные воплощения и в итоге превратились в этот проект.

Андрей Злобин:
В какой-то момент мне стало интересно попытаться сделать радиостанцию самому. Конечно, это были детские забавы на уровне игр с папиным оборудованием. Но я всё-таки смог создать что-то вроде пиратской радиостанции, которая вещала тогда по проводной трансляционной сети, — вспоминает главный редактор ФолкРадио. Он добавляет со смехом: Я сам сделал упрощенное подобие микшерного пульта из деталей от старого телевизора и стойку-пантограф для микрофона из шампура, а вещание в трансляционную сеть шло через трансформатор от выжигательного прибора, включенного в обратную сторону.

Вместе со своими сверстниками, друзьями и соседскими мальчишками, тогда еще школьник Андрей Злобин делал очень короткие по хронометражу передачи. Официальное радио работало до полуночи, и люди оставляли приёмники включенными, чтобы в шесть утра их разбудил государственный гимн. Я не мог позволить вещание в ущерб здоровому сну трудящихся нашей страны, — улыбается Андрей.

В будние дни юные пираты разрешали себе всего-навсего получасовой эфир, с полуночи до половины первого, а в выходные — с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье увеличивали вещание до часа. Происходило это на даче в период летних каникул несколько лет подряд: Ничего предосудительного мы не делали тогда. Эфиры были очень строгими, и я бы сказал, даже консервативными. Никакой пошлости, тем более неприличных слов не звучало. Было ощущение серьёзного и ответственного дела. Несколько тысяч слушателей у станции появилось. Судя по отзывам, люди не понимали, что это не официальное вещание, а мои включения, то есть они считали, что это продолжение нормального радиовещания. Это было своеобразным комплиментом. Я понял, что делаю радиопередачи неплохо. Хотя мы, конечно, дурачились тогда.

Также прочитайте про:   Секретные фишки по удаленному

Программы в эфире Северной звезды — так называлась пиратская станция — были музыкальными и развлекательными. Образцов для подражания, говорит Андрей, существовало в те годы немного: Настоящее радиовещание только зарождалось. Я никак не хочу умалять заслуги государственного радио, но равнялись на первые коммерческие радиостанции, которые появились тогда в Питере: Балтика, Рокс, конечно же, ловили SNC — всё это мы впитывали, как губка. Хотелось делать что-то похожее.

Однако прошли школьные годы и годы учёбы в колледже, в России началась эпоха Интернета. В какой-то момент я узнал, что он позволяет делать потоковое вещание. Оказывается, за границей большое количество радиостанций уже работают именно через Интернет. Мне захотелось разобраться в том, как всё это происходит. ФолкРадио — плод этого интереса, — рассказывает главный редактор.

К тому времени Андрей Злобин уже увлёкся фолк-музыкой и народными танцами. Это и определило направление будущей Интернет-радиостанции.

Где-то в конце 2001 — начале 2002 года один из друзей пригласил меня на вечеринку, живой концерт живой музыки с живыми же танцами. Это произвело на меня очень сильное впечатление: я не знал, что молодые люди в наше время всерьёз увлекаются такой музыкой, изучают старинные и народные танцы. Я познакомился с фолк-музыкантами, с танцорами, которые занимались и занимаются старинными, народными танцами, в частности, ирландскими, — рассказывает Андрей. К исполнителям, которые на меня повлияли, относятся, например, Вангелис и Майк Олдфилд. На первый взгляд, эта музыка может показаться далёкой от корней и традиций, но тот же Олдфилд — мультиинструменталист, в творчестве которого фолк-музыка занимает далеко не последнее место. Одновременно с изучением народных ирландских, шотландских и бретонских танцев, я пытался осваивать и некоторые народные инструменты — бойран, вистл, волынку. Я с детства пытался заниматься музыкой, у меня отличный музыкальный слух, но вот усидчивости и самомотивации не хватало. Что же до экспериментов с волынкой, то мои попытки заниматься этим инструментом без энтузиазма встречались моими близкими и соседями, так что этот вид акустического терроризма пришлось забросить.

У Андрея тогда уже был свой сайт Изначально я делал домашнюю страницу, на которой можно рассказать о своих интересах, интересах друзей и прочем. Это был 2001 год. Про социальные сети ещё не слышали.

Некоторое время спустя стало известно о трагедии, случившейся с музыкантами известной петербургской группы Welladay: на Скандинавии произошла автомобильная авария. Нужна была помощь, и нужен был информационный центр, через который можно было бы рассказать людям о несчастье группы и попросить о помощи. Сайт Андрея выступил необходимой платформой. Люди звонили со всей страны, из разных городов, предлагали помощь. Стало очевидно, что не хватает объединяющего фолк-ресурса, который являлся бы поддержкой в критических ситуациях. Таким образом, любовь к фолк-музыке, народным танцам и интерес к радиовещанию в итоге реализовались в Интернет-радиостанции.

Вещание ФолкРадио началось с прямой трансляции концерта фолк-группы Бестиарий и музыкальных подборок. На первом этапе эфир состоял из плей-листов соответствующего формата, радиоведущие и передачи отсутствовали. На тот момент не было ни студии, ни технических возможностей для этого.

Спустя некоторое время я решил, что надо взять и сделать какую-то программу, которая будет говорить человеческим голосом, — с улыбкой рассказывает Андрей. Радиостанции очень не хватало живого вещания из студии, хотя к тому времени музыкальный поток уже был разбавлен джинглами и отбивками. Первая радиопрограмма появилась в 2010 году. Она целиком и полностью была посвящена танцевальной студии Персона Вива. Ребята рассказывали в эфире, чем они занимаются, почему старинные танцы это интересно, и многое другое. В качестве примеров мы демонстрировали танцевальную музыку, кажется, что-то из барокко, — делится воспоминаниями главный редактор радиостанции.

ФолкРадио организовало около шестидесяти живых концертов в своей студии. Записи этих выступлений и всех радиопередач, которые когда-либо были в эфире, лежат в архиве. На данный момент сервер временно недоступен в связи с переездом. Сейчас ведутся переговоры с хостинг-провайдером о размещении. Главный редактор обещает, что в течение сентября архивы вернутся на привычные места, то есть на сайт радиостанции. Сегодня же многие программы можно скачать на RuTracker.

Также прочитайте про:   Мы не пользуемся никакой

Архив программ я считаю одним из наших достоинств. Не всегда у людей есть возможность прослушать передачу в прямом эфире. Хотя многие стремились это делать. Когда у нас были регулярные выпуски каких-то передач, слушатели подстраивались под программную сетку, заходили в чат, общались во время живого эфира с ведущими, — рассказывает Андрей.

Буквально через день после выхода передачи с танцорами, вспоминает главный редактор ФолкРадио, к нему обратились музыканты с предложением сотрудничества. Они спросили: Раз вы тут такое делаете, может быть, и мы с гитарой зайдём, помузицируем. Тут я зачесал репу, как говорится, и озадачился: имеющиеся условия подходят для обычного эфира, но их недостаточно для музыкального, — рассказывает Андрей.

Для развития радиостанции ситуацию необходимо было менять, тем более, появилась возможность создания собственной студии. Её строил сам Андрей со своим отцом. Главный редактор делает большой акцент на помощи своего отца, который участвовал не только в создании и развитии ФолкРадио. Геннадий Иванович Злобин обратил в своё время внимание сына на радиовещание.

Именно папа привил мне любовь к технике в целом и к радиоэлектронике в частности. Хотя основной его профессией и было строительство. То, что он строил — СКК на Гагарина, БКЗ, Юбилейный, гостиницы Петербург, Прибалтийская, аэропорт Пулково и многие другие здания могут наблюдать не только петербуржцы, но и жители Ташкента и Махачкалы: там отец в бригаде строителей принимал участие в восстановлении городов после сильных землетрясений, кстати, вместе с моей мамой. Но до начала строительной карьеры он был связистом, что и повлияло на мои увлечения. Вот она, связь поколений. Кто знает, было бы сейчас ФолкРадио, если бы не мой папа. Спасибо тебе, папа, за всё, — говорит Андрей.

Студия потребовала минимальных вложений. Денег на неё не было, — рассказывает главный редактор радиостанции. Но дёшево не значит плохо. Мы учли всё, что необходимо настоящей радийной студии. Сделали хорошую звукоизоляцию: помещение аппаратной со звуконепроницаемым стеклом, за которым пультовая с возможностью для подключения большого количества микрофонов и музыкальных инструментов.

Интернет-радиостанция теперь отвечала самым высоким требованиям приходящим в гости музыкантам: Иногда в эфир приходили акустические коллективы с редкими старинными и этническими музыкальными инструментами, звучание которых никоим образом не должно быть искажено. Мы обязаны были максимально правдиво передавать звучание. И нам удавалось этого достичь. Неоднократно в чате нас спрашивали слушатели, которые присоединялись к эфиру не с самого начала: музыка, которая сейчас звучит, с компакт-диска? Где её можно скачать или купить? Мы отвечали, что это живое исполнение происходит сейчас в студии. Это показатель довольно высокого качества вещания.

ФолкРадио — некоммерческий проект, поэтому коллектив не мог себе позволить оплачивать дорогу и проживание приглашаемым из других городов артистам. По этой причине главный редактор и его коллеги старались совместить гастроли музыкантов в Санкт-Петербурге с их выступлением на Интернет-станции. Некоторые музыкальные коллективы, отмечает Андрей Злобин, приезжали в северную столицу специально, чтобы попасть в эфир ФолкРадио: Находились группы, которые за свой счёт ехали к нам. Самим музыкантам было интересно побывать у нас в гостях.

Вел эфир сам Андрей, либо инициативу брал на себя его гость, и тогда главный редактор брал на себя обязанности звукорежиссёра: В какой-то момент я понял, что при выступлении живого музыкального коллектива я больше думаю о том, как он звучит, чем о том, как общаться с музыкантами, о чём их спрашивать. Это разные занятия. Произошло разделение труда.

Профессиональных радиоведущих на Интернет-станции никогда не было. Все люди, которые принимали участие в эфире и создании программ, — энтузиасты и интересующиеся радио и народным творчеством. У каждого свой стиль, своя подача информации, общее у них одно — рассказ перемежается музыкальными треками, — отмечает главный редактор.
Первой авторской программой были Рельсы Рока Дмитрия Курцмана. Дмитрий — фолк-рок-музыкант, лидер популярной петербургской группы The Dartz, большой знаток и любитель рок-музыки и её истории, и создание этой программы было его инициативой, — отмечает Андрей. — Пару лет назад Дмитрий переехал жить и работать в Финляндию, и последний сезон программы, можно сказать, финского производства.

Также прочитайте про:   Палево прибыльных схем

Интересным и необычным является проект Этношкола Евгения Викки: Это очень увлечённый своим делом человек. Один из тех, на ком держится эта часть культуры в наше время. Женя не только сам исполняет музыку, но и организует различные музыкальные фестивали, приглашает редких и очень интересных зарубежных исполнителей, ведёт занятия по русскому и зарубежному фольклору. Всё это находит отражение в его передачах. Таким людям всегда есть, что рассказать слушателям, а мы были рады предоставить для этого эфир, — рассказывает главный редактор радиостанции.

Чтобы сделать эфир ещё ярче и пестрее, была создана программа Кто Здесь?. Это хулиганство в чистом виде, — говорит Андрей Злобин. — Все наши музыкальные передачи крайне консервативны и академичны в подаче (за редкими исключениями), и мне очень хотелось разбавить эфир чем-то безумным. В нужный момент всегда рядом находятся друзья, готовые поддержать безумные идеи. Денис Розов — серьёзный музыкант, у него несколько своих проектов в разных жанрах, он принимал участие в творчестве Аквариума, и, видимо, тоже искал своеобразную отдушину, которой и стал наш КтоЗдец, как мы его в шутку называем. В целом, формат не уникален: мы ищем в сети различные курьёзные и весёлые новости, обсуждаем их, перемежая весёлыми музыкальными треками и не менее весёлыми джинглами. Кстати, в этой программе фолк-музыка — табу, к вопросу об отдушинах. Слушатели тоже любят подурачиться с нами в чате во время эфира. Иногда шутят смешнее нас, и это прекрасно. Мы не КВНщики и не камеди-клабовцы, очевидно, юмор не наша профессия. Но иногда примерить на себя шутовской колпак бывает полезно.

На радиостанции был необычный эксперимент с новостным вещанием. Андрей Чепелев, один из петербургских журналистов, изучает языки коренных народов, населявших территорию Северо-Западного региона. Есть много финно-угорских народностей (водь, чудь, ижора), которые жили здесь до основания Петербурга. Сейчас многие из них находятся на грани исчезновения. Андрей изучает их языковую культуру. Новости, которые выходили у нас в эфире, Чепелев делал на двух языках: на ижорском и на русском. К сожалению, долго это не продлилось. В эфир вышло всего несколько выпусков. Этот эксперимент предмет своеобразной гордости. Это уникальный продукт, потому что мы вещали на языке, на котором гарантированно больше не вещал никто. Выходили новости, которые каким-то образом касались жизни финно-угорских народов, их культуры, территории, на которой они проживали. Это был творческий эксперимент, призванный привлечь внимание к проблемам малых народов, — рассказывает Андрей Злобин.

Ни для кого не секрет, что в мире фолк-музыки в разы меньше информационных поводов, чем в более популярных стилях. Соответственно привычного формата выпуска новостей на радиостанции быть не могло.

Мне очень хотелось сделать регулярное новостное вещание, но фолк-музыка не предполагает большое количество событий. Поэтому делать регулярные выпуски не из чего, — говорит Андрей. Так же для этого необходимы штат журналистов, новостной редактор и подобные специалисты. Среди наших знакомых таких людей не оказалось. Платить зарплату журналистам мы не имели возможности. Поэтому, как бы нам ни хотелось настоящих фолк-новостей, взять их неоткуда

Оформление сайта является коллективным творчеством, единственная вещь, которую делал дизайнер, — это логотип радиостанции с зелёной совой. Мы проводили голосование в Интернете, и он [логотип] набрал безусловное большинство. Да и мне лично он тоже симпатичен, ведь я люблю сов, у меня даже есть коллекция различных фигурок и других воплощений этой мудрой птицы, — рассказывает Андрей Злобин.

Продолжение статьи читать на сайте:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *